"Совмещение уплотненного общевидового субтрата с высокой степенью расчлененности композиционного целого в памятниках синтетического характера-такова специфическая диалектика романского образа. Попытаемся теперь мысленно представить процесс видовой дифференциации в обратной исторической перспективе, в возвратном движении от его максимума в искусстве XIX столетия к начальному пункту эволюции - к романской эпохе. Если выразить это движении графически, то расширяющаяся зрительная пирамида смениться сужающейся, и чем дальше в глубь времен, тем сильнее сжимается и уплотняется все обилие различных художественных подразделений и их вариантов, превращаясь в конечном счете в некое неразделимое единство, и это целое, укрупняясь за счет заложенных в нем, но еще не раскрытых потенциальных возможностей, воспринимается как всеобъемлющий исходный субстрат."